Опубликовано: 13.02.2016, Категория: Полезные статьи  

Мышление — феномен Идеальный , но доступно оно другому субъекту, Лишь будучи в чём-либо опредмеченным. Как показал Гегель, оно опредмечивается в любых результатах человеческой деятельности, но ближайшим образом — в языке. Мышление имеет содержание и форму Данного содержания, то есть архитектоническую форму. Содержание есть отражённая в мышлении действительность — природная или социокультурная. Будучи обработанным внутренней, архитектонической формой, оно и составляет достояние мышления. Но для того, чтобы из сферы мышления это единство содержания и архитектонической формы получило предметное выражение, оно должно С помощью и Посредством композиционной формы воплотиться в определённом материале. Композиционная же форма Должна считаться со спецификой материала, материи, в которой опредмечивается обработанное архитектонической формой содержание, сказал Новиков, которого интересует магазин ручной работы Питер. Скажем, скульптурный образ как единство содержания и архи¬тектонической формы может быть опредмечен в глине, дереве, мраморе, граните, металле и т. д. Но со времени Аристотеля известно, что материя, материал не есть нечто абсолютно аморфное, не имеющее Собственного содержания и Собственной формы. Напротив, он имеет и то и другое и даже Свою материю, которой служит другой Уровень Организации вещества. Скульптор поэтому должен учитывать особен¬ности, свойства и даже закономерности материала, который он избрал. И вот здесь вступает в права композиционная форма, ничего общего не имеющая с архитектонической формой и преследующая единственную цель — по возможности адекватно, без издержек воплотить идеальный замысел скульптора в выбранном материале.
Принимая данную идею М. М. Бахтина, применим её к анализу воплощения содержания мышления с его архитектонической формой к языку как носителю информации и средству коммуникации. Мы видим, что опредмечивающаяся в языке как материи форма двояка: архитектоническая и композиционная. Последняя, согласно Бахтину, есть сугубо Техническая, подчинённая форма; главной же и определяющей является архитектоническая форма. Исходя из этого, можно сделать следующее заключение.